Все о датчиках температуры.
Первый универсальный русскоязычный портал

Символ нового года

Европейцам стыдно летать

15.01.2020 | Температура XXI века | Количество просмотров: 841

“Shame of flying” или “flight shame” (дословно: стыд полета) – экологическое движение, начатое в 2019 г. и сейчас довольно широко известное в Европе. Заключается оно в том, что людей призывают меньше летать на самолетах и пользоваться в передвижении по планете другими транспортными средствами. Впервые термин «стыд полета» “flygskam” был придуман активистами экологами в Швеции, затем подхвачен другими странами, и сейчас больше известен уже англоязычный вариант этого выражения “shame of flying”. Активистам реально удалось захватить умы людей к привлечь внимание к проблеме влияния авиаперелетов на экологию Земли и изменение климата. Некоторые авиаперевозчики уже чувствуют ущерб от призыва не летать. 

Однако данные о степени влияния на экологию Земли того или иного фактора не всегда убедительны и иногда довольно противоречивы. Поэтому интересно разобраться, действительно ли самолеты наносят сильный экологический ущерб. 

Фактически всякая техническая деятельность человека, связанная с сжиганием топлива, в том числе транспорт, наносит вред атмосфере, приводит в выбросам в атмосферу вредных веществ и углекислого газа СО2, который усиливает парниковый эффект, способствует окислению вод океана и, в конечном итоге, к изменению климата Земли. Влияние различных видов деятельности на экологию принято оценивать в килограммах произведенного СО2. Самолет при взлете, посадке и в полете выбрасывает в атмосферу большое количество продуктов сгорания топлива, поэтому ученые и инженеры давно занимаются проблемой уменьшения выбросов. Но, учитывая, что количество самолетов растет быстрыми темпами, превалирует тенденция увеличения суммарного ущерба экологии от авиации. В 2012 г. по оценкам ученых экологов доля выбросов от авиаперевозок в суммарном глобальном выбросе СО2 составляла 2,2%, сейчас большинство ученых приводят цифру 3,5%. Если темпы роста авиации сохранятся, то есть основания полагать, что к 2050 г. уже 15% всего вредного экологического следа человека будет приходиться на авиацию. Впечатляет количество самолетов, находящихся одновременно над Землей по данным приложения Flight radar.

 

В 2018 г., данным Lenta.ru в небе зарегистрировали рекордное количество самолетов, совершавших перелет в один день. В воздушном пространстве впервые находилось более 200 тысяч лайнеров, а именно — 202 157 самолетов за сутки. По оценкам специалистов, сжигание каждого килограмма авиационного керосина пополняет атмосферу 3,15 килограммами углекислого газа. Однако, рассматривая вред от самолетов, нужно принять во внимание, что выбросы в атмосферу от их двигателей – это не только СО2, это еще ряд небезвредных для атмосферы Земли веществ. Известно, что при сжигании одного килограмма керосина образуется 1,23 килограмма водяного пара. При попадании горячих и влажных выхлопных газов в холодную окружающую среду пар конденсируется, образуя мельчайшие капельки воды, а на больших высотах, где температура забортного воздуха достигает 40-50 градусов ниже нуля, - мельчайшие льдинки. Эти капельки и льдинки порой хорошо видны с земли - в виде так называемого конденсационного следа, тянущегося за самолетом. Ученые считают, что воздушный транспорт реально усиливает облачность на нашей планете и вносит вклад в парниковый эффект. Еще один фактор, влияющий на окружающую среду и климат планеты, - это сажа в форме мелкодисперсной пыли. Сажевые частицы могут неделями пребывать в воздухе во взвешенном состоянии, способствуя формированию облаков. 

 

Photo: Shutterstock 

Внимание ученых также направлено на изучение влияния выхлопных газов самолетов на концентрацию озона в атмосфере. Как известно, камера сгорания современного авиационного двигателя может раскаляться до 2000 градусов. При таких температурах азот, находящийся в воздухе в свободном состоянии, связывается с кислородом, образуя оксиды NO и NO2. На высоте ниже 12000 м оксиды азота вызывают активное образование озона. Этот так называемый тропосферный озон усиливает парниковый эффект - так же как углекислый газ или водяной пар. К тому же повышенное содержание озона в воздухе негативно отражается на здоровье. И этот озон никак не связан с тем озоновым слоем в стратосфере, который защищает нашу планету от жесткого ультрафиолетового излучения. 

Какие меры предпринимаются для снижения вреда от авиации? Очевидно, это поиск новых видов топлива, более эффективных двигателей, совершенствование конструкции самолета, увеличение количества мест в салоне. Но заметных прорывов в этих направлениях пока нет. Так самолет с полностью электрическим двигателем ожидается не ранее 2045 г. 

Поэтому самой эффективной мерой остается уменьшение количества самих перелетов. Однако люди в нашем веке не могут не летать, это стало нормой лететь в командировку или в отпуск на самолете. Поезда намного медленнее и часто намного дороже. Но что-то сделать можно. Например, в тесной Европе можно больше передвигаться на поездах, сделать поезда более доступными и расписания более удобными. За это фактически и борются сторонники движения  “shame of flying”. Они взывают не только к людям, но предъявляют требования к правительствам, которые должны развивать и поощрять железнодорожный транспорт. Движение уже приносит свои плоды. Шведская железнодорожная компания SJ AB опубликовала данные о том, что количество людей, которые  предпочитают путешествовать поездом, а не самолетом летом 2019 года, по сравнению с предыдущим годом, выросло вдвое. Шведский оператор аэропортов Swedavia сообщил, что в 2019 году количество пассажиров в 10 аэропортах уменьшилось на 9% для внутренних рейсов и 2% для международных рейсов. 

Россию движение "shame of flying" обходит стороной. У нас страна большая, понятно, что на Байкал на поезде из Петербурга не поедешь, разве только в качестве экстрима, т.к такая поездка займет половину отпуска. Но вот, например, в Москву можно и на поезде. Ничего удобнее, чем поезд «Сапсан» не придумаешь. И хотя он идет почти 4 часа вместо обещанных 3 часов, с учетом времени в аэропорту это быстрее, чем на самолете. Однако, ежедневно из аэропорта Пулково в Москву отправляются десятки самолетов. Почему же люди летают в Москву? Ответ простой. Из Пулково нет прямых рейсов во многие наши и заграничные города. Например, ни одного рейса не отправляется из Петербурга напрямую в Северную или Южную Америку. Это общеизвестный факт, что летать с пересадками за границу дешевле, причем с двумя пересадками часто дешевле, чем с одной.  Очевидно, что ценообразование в гражданской авиации не зависит напрямую от расстояния перелета, а имеет сложную схему, учитывая, прежде всего, прибыль перевозчиков. При этом, как правило, не учитывается суммарный вред от выхлопных газов. Одна из задач, которую нужно решать – разработка расписаний полетов, позволяющих с наименьшими затратами топлива передвигаться между отдаленными городами. Кроме того, активисты экологи выступают за введение специального сбора с авиаперевозчиков, который будет направляться целевым образом на улучшении состояния атмосферы, например на высадку лесов и их охрану. Уже сейчас некоторые авиакомпании добровольно перечисляют экологические взносы. 

Вред от выхлопных газов самолетов очевиден и движение  "shame of flying" можно поддерживать. Однако, как было ранее отмечено, вклад авиации в суммарный выброс СО2  составляет 3,5 %, то есть это явно не превалирующий компонент. Например, вклад в выброс СО2 от автомобильного транспорта сейчас оценивается на уровне 14%. На этот компонент загрязнения атмосферы тоже обращают внимание, но как-то не очень активно, нет, например, такого понятия, как “shame of driving”. 

Как распределяются остальные компоненты в так называемом «человеческом следе», ухудшающем состояние атмосферы Земли и приводящем к изменению климата? Что может сделать каждый человек, помогая экологии? Интересная таблица приведена на сайте en.wikipedia.org   В ней приводится список активностей человека, которые наибольшем образом уменьшают выбросы СО2.

 

Рисунок: By Cmglee - Own work, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=79939225 

Чтобы быть объективными, авторы на первой строке, как это не цинично звучит, отмечают необходимость уменьшения темпов роста населения. Компонент «иметь на одного ребенка меньше» превалирует над всеми остальными с большим отрывом (58,6 т СО2 в год). Что делать, учитывая, что жизнь каждого человека неизбежно связана с использованием энергии и выбросами СО2  атмосферу, то чем меньше население Земли, тем проще решить экологические проблемы. Что касается конкретных мер, которые может предпринять человек, то на первом месте – отказ от личного автомобиля (2,4 т СО2 в год). Затем идет отказ от трансатлантического перелета, использование «зеленой» энергии, покупка более современного автомобиля и даже отказ от электрического автомобиля (1,6-1,15 т СО2 в год). В два раза меньше, но тоже значителен, эффект от перехода на вегетарианство (0,8 т СО2 в год). Далее перечисляются более мелкие компоненты, помогающие экологии: стирка в холодной воде, переработка отходов, сушка белья путем развешивания (без машины), замена ламп освещения на более современные. 

Эти данные не абсолютные. Можно найти и другие вычисления, оценки и мнения. Но в целом, я, например, с авторами согласна – надо что-то делать с автомобильным транспортом. Отказаться от него сейчас невозможно, но стимулировать использование общественного транспорта, трамваев, поездов и обеспечение условий для велосипедов, самокатов и др. управляемых собственной энергией человека средств передвижения, - это очень важная задача, которая, например, у нас в Петербурге практически не решается. Об этом мы уже не раз писали и еще конечно будем писать, говоря об экологии. 

 

Статьи экологической тематики на сайте Temperatures.ru:

Другие статьи раздела

Все статьи раздела "Температура XXI века">> Все статьи нашего блога >>

Добавить комментарий: