Солнце возмущается
Солнце показывает повышенную активность по сравнению с пиками предыдущих циклов. Что это может означать? Далее
Все о датчиках температуры.
Первый универсальный русскоязычный портал
Как приятно смотреть яркое цветное кино, в котором цвета очень близки к жизненным. А ведь за этим искусством снять такой красивый фильм стоит целая наука об освещении. У операторов и осветителей своя терминология, в которой не последнее значение имеет понятие «температура цвета».
Есть данные, что разные люди воспринимают один и тот же цвет по-разному. Образно говоря, понятие того или иного цвета - это всего лишь результат неписанного соглашения между людьми называть определённое ощущение зрительного нерва конкретным цветом. Можно сказать, что адекватное цветовое восприятие - это результат скорее психологического процесса, чем физического. Как же систематизировать и строго научно определить характеристики различных цветов спектра? Представим себе абсолютно чёрное тело, то есть тело, которое не отражает никакие световые лучи. Для примитивного эксперимента пусть это будет спираль из вольфрама в электрической лампочке. Соединим эту лампочку с электрической цепью через реостат, выключим освещение, подадим ток и будем наблюдать за цветом спирали, постепенно понижая сопротивление реостата.
В один прекрасный момент наше абсолютно чёрное тело начнёт светиться еле заметным красным цветом. Если замерить в этот момент его температуру, то окажется, что она будет примерно равна 900 °С. Однако для цветовой температуры используется шкала Кельвина. Таким образом, начало видимого излучения абсолютно чёрного тела наблюдается примерно при 1200К, и соответствует красной границе спектра. Условно говоря, красному цвету соответствует цветовая температура 1200К. Продолжая нагревать нашу спираль, замеряя при этом температуру, мы увидим, что при 2000К её цвет станет оранжевым, а затем, при 3000К - жёлтым. При 3500К наша спираль перегорит, так как будет достигнута температура плавления вольфрама. Однако если бы этого не произошло, то мы увидели бы, что при достижении температуры 5500К цвет излучения был бы белым, становясь при 6000К голубоватым, и при дальнейшем нагревании вплоть до 18000К всё более голубым, что соответствует фиолетовой границе спектра.
Эти цифры и назвали "цветовой температурой" излучения. Каждому цвету соответствует его цветовая температура. Психологически трудно привыкнуть к тому, что цветовая температура пламени свечи (1200К) в десять раз ниже (холоднее) цветовой температуры морозного зимнего неба (12000К). Тем не менее, это так.
Следует различать понятия "солнечный свет", "свет неба" и "дневной свет". Под солнечным светом понимается прямое излучение Солнца в районе 12-ти часов дня, имеющее жёлтый тон, его цветовая температура соответствует примерно 4000К. Свет неба представляет собой голубоватый свет голубого неба с цветовой температурой около 7000К. Влияние света неба можно видеть зимой в тенях на снегу, а также можно почувствовать его наличие летом, наблюдая голубовато-зелёный цвет травы, или голубоватый отлив на листьях деревьев. Так вот, под дневным светом понимается смесь солнечного и небесного света, и его цветовая температура равна осреднённой температуре этой "смеси", то есть 5500К. Именно поэтому эта цифра и взята за основу для так называемых "дневных" плёнок. Эти плёнки хорошо работают при ясном небе и прямом солнечном свете, но стоит солнцу зайти за облако, то баланс цветовой температуры сразу же нарушается, и она "ползёт" в сторону повышения, от 5500К - к 6000-7000К. Именно поэтому в пасмурную погоду фотографии получаются с голубоватым отливом. С другой стороны, стоит цвету неба окраситься в более тёплые тона, например на закате, общий баланс цвета нарушается в сторону понижения цветовой температуры вплоть до 3000К, так как солнечный свет на закате тоже "уходит" в область более низких цветовых температур.
Испытанным и наиболее часто употребляющимся средством для корректировки цветовой температуры является использование при съёмке специальных светофильтров. Светофильтры созданы для того, чтобы произвести основные поправки в цветовую температуру падающего на плёнку света.
Требуемый сдвиг цветовой температуры для удобства определяют в майредах, для этого 1000 000 делят на цветовую температуру.
Для каждого фильтра имеется свое значение сдвига цветовой температуры, так например для широко распространенного синего фильтра 80А величина сдвига составляет - 112 майред и применив его при свете ламп накаливания мы получим величину соответствующую цветовой температуре солнца в полдень. Используя желтые фильтры можно наоборот понижать световую температуру и удалить излишний синий свет.
Свою особенность имеет съемка при свете люминесцентных ламп - их свет кажется белым, но на самом деле в нем отсутствует пурпурная составляющая и в результате появляется избыток зеленых цветов. В этом случае необходимо применение специальных розово-коричневых фильтров для съемок при свете люминесцентных ламп.
И закончить ознакомительную статью хочется на оптимистической ноте. Огромный прогресс, который достигнут в цифровой кино- и фотосъемке, а так же в компьютерной обработке изображений, позволяет надеется, что скоро все огрехи осветителей и операторов смогут легко корректироваться уже после съемки фильма.
Желаем почаще выбираться в кино и чтобы Вам попадались светлые во всех отношениях и главное добрые фильмы!
Похожие по тематике статьи на сайте:
Комментарии:
СМАЙЛ,
Интересная статья........ Ненудная, как многие...... Спасибо