Все о датчиках температуры.
Первый универсальный русскоязычный портал

Символ нового года

Назад в будущее

20.12.2011 | Колонка редактора | Количество просмотров: 8860

экранопланМы научились быстро передвигаться по земле и по небу.  По воде движение более медленное из-за сопротивления плотной жидкой среды. Однако существует тип аппаратов, которые способны передвигаться вдоль рек и морей быстрее самых быстроходных наземных поездов. Это экранопланы.

Я столкнулась с описанием этого удивительного средства передвижения на сайте английского журнала “ The Engineer” в ноябре этого года. Статья называлась «Back to the future with the strangest flying machine». Речь шла о созданном в СССР в шестидесятые годы 20-го века гигантском экраноплане. Ссылка из статьи шла напрямую в блог одного из русских энтузиастов, побывавшего на месте расположения экраноплана и сделавшего великолепные снимки аппарата. Автор статьи в английском журнале получил много комментариев в которых читатели восхищались машиной и озабоченно восклицали: «что еще было изобретено за  железным занавесом СССР?» Привожу ссылку на снимки и на нашем сайте. Думаю, что всем, кто увидит эти фотографии захочется получить больше информации о советских экранопланах. Ее в Интернете немало. Могу рекомендовать самую живую статью Алексея Кузнецова в журнале «Техника молодежи» за 1992 г., в которой подробно изложена история создания и испытаний экранопланов, а также рассказано об их главном конструкторе.

Как и за любым грандиозным изобретением, за экранопланом стоит выдающаяся личность его создателя. Главным конструктором был Ростислав Евгеньевич Алексеев. 18 декабря 2011 г. ему исполнилось бы 95 лет. Полет мысли, смелость, целеустремленность изобретателя – без этого не было бы первого экраноплана, которого наблюдатели окрестили «Каспийский монстр», а сами конструкторы называли просто КМ (Корабль-макет).  Экраноплан имел размах крыла 37,6 метра, длину около ста метров, а максимальную взлетную массу 544 тонны. Максимальная скорость составляла до 500 км/ч при высоте подъема над водой от 4 до 14 м. В первом полёте в 1966 г. пилотировал экраноплан лично главный конструктор Алексеев. Полёт проходил около 50 минут на высоте примерно 4 м. Испытания прошли успешно. Со слов очевидцев: «Зрелище полёта захватывало, сердце сжималось от восторга и гордости. Рёв двигателей на старте, фонтаны брызг. Зато сам полёт над гладью воды спокоен и величав.» (В скобках отмечу, что на видео, которое можно скачать в Интернете, Алексеев держит в руках не ноутбук, а простую логарифмическую линейку. Вот с помощью какой вычислительной техники создавались самолеты, ракеты и экранопланы в 60-х годах!)

Принцип действия экраноплана заключается в экранном эффекте. Экранный эффект возникает когда аппарат летит низко и расстояние от крыла до Земли или поверхности воды невелико. Набегающий поток, отражаясь, успевает дойти до поверхности и вернуться обратно. То есть крыло уплотняет под собой набегающий поток воздуха, превращая его в динамическую воздушную подушку. Таким образом, возникает дополнительная подъёмная сила. Наиболее полный эффект проявляется если высота полёта не больше длины хорды крыла летательного аппарата (хорда крыла - это отрезок прямой, соединяющей две наиболее удаленные друг от друга точки поперечного сечения крыла).Опора на подушку из сжатого воздуха, делает экраноплан гораздо экономичнее самолёта. Теоретически, при прочих равных условиях, грузоподъёмность машины, скользящей над водой, может быть на 40% больше!

Для экранопланов не важен тип поверхности, создающей эффект экрана — они могут перемещаться над замёрзшей водной гладью, снежной равниной, над бездорожьем. Они могут перемещаться по «прямым» маршрутам, им не нужна наземная инфраструктура: мосты, дороги и т. д. Экранолёты гораздо безопаснее обычных самолётов: в случае обнаружения неисправности в полёте аппарат может сесть на воду даже при сильном волнении. Причём это не требует совершения каких-либо предпосадочных манёвров и может быть осуществлено просто сбросом газа (например в случае неисправности двигателей). Также и сама неисправность двигателя зачастую не столь опасна для крупных экранопланов ввиду того, что они имеют несколько двигателей, разделённых на стартовую и маршевую группу, и неисправность двигателя маршевой группы может быть компенсирована запуском одного из двигателей стартовой группы. Экранолёты относятся к безаэродромной авиации — для взлёта и посадки им нужна не специально подготовленная взлётная полоса, а лишь достаточная по размерам акватория или ровный участок суши. До сих пор достигнутое Алексеевым в создании экранопланов остается отечественным секретом. Зарубежные аналоги этих машин представляют собой, по сути, низколетящие самолеты - пилоты насильно удерживают их у поверхности. КМ же был настолько устойчив, что Алексеев иногда на показ переставал им управлять и даже выключал в полете двигатели. Наблюдавших такое летчиков особенно впечатляло, что аппарат безо всякого вмешательства рулей отслеживал каждый изгиб рельефа.

Самым важным в обеспечении  безопасности экранопланов является мастерство пилота. Он должен иметь специальные навыки, в корне противоположные навыкам летчиков, пилотирующих самолеты, он должен прочувствовать экранный эффект. Первый экраноплан КМ потерпел аварию через несколько месяцев после смерти главного конструктора именно по причине ошибки пилота.

 В 1980-х годах в составе Каспийской флотилии имелся специальный 236-й дивизион кораблей экранопланов. Он базировался в Каспийске и в его составе было три транспортно-десантных экраноплана "Орленок" , а также один ракетный экраноплан "Лунь", который сейчас базируется в Каспийске. После распада СССР и изменения обстановки в мире работа по совершествованию и строительству экранопланов у нас в стране была остановлена.

В то же время, по данным Википедии в 1990-е годы история с экранопланами получила совершенно неожиданный поворот. Проанализировав перспективность этого вида техники и придя к выводу о значительном отставании работ (за фактическим отсутствием таковых) в области экранопланостроения, конгресс США создал специальную комиссию, призванную разработать план разработок экранопланов. Российская сторона согласилась организовать посещение американскими исследователями базы в Каспийске, всего за 200 тысяч долларов, где они смогли без ограничений детально отснять на фото- и видеопленку подготовленный к вылету специально для этого визита «Орлёнок». После этого визита, американцы начали разработку своих собственных экранолётов.

Периодически в Интернете появляются сообщения о планах по возобновлению строительства больших экранопланов в России. Однако, в номере «Известий» от 21 ноября 2011 г. было опубликовано сообщение о том, что Минобороны окончательно отказалось от экранопланов. Цитирую: «Российское военное ведомство окончательно отказалось от идеи разработки и строительства «Каспийских монстров», которые 25 лет назад вызывали шок у натовских военных. Как выяснили «Известия», последние образцы «летающих кораблей» будут утилизированы. В гособоронзаказе на 2011–2020 годы финансирование разработок и строительство экранопланов не предусмотрено.»

Гигантских экранопланов типа КМ, поражающих наше воображение, в нашей стране в ближайшее время не будет. Вопрос в том, можно ли сделать небольшие мирные транспортные машины на этом принципе? Если зайти на сайт «ЦКБ им. Р.Е. Алексеева» то надежда остается. Маломестные суда экранопланы типа «Волга-2», «Ракета-2», «Стриж» существуют. Пожелаем нашим инженерам в новом году успехов в изобретательстве, производстве, продвижении новых разработок. А также упорства в отстаивании своих идей и успешного преодоления барьеров управленческой коррупции. 

Статьи на сайте по данной теме:

Новые российские экранопланы

Другие статьи раздела

Все статьи раздела "Колонка редактора">> Все статьи нашего блога >>

Добавить комментарий: