Все о датчиках температуры.
Первый универсальный русскоязычный портал

Символ нового года

Человеческий фактор

02.05.2012 | Колонка редактора | Количество просмотров: 4067 | Комментарии (0)

Сто лет назад, в апреле 1912 г. случилась самая известная и масштабная катастрофа на море. Затонул крупнейший и надежнейший корабль Титаник. Не удивительно, что заглавная статья апрельского номера журнала “e-tech”, издаваемого Международной Электротехнической Комиссией, была посвящена обеспечению безопасного мореплавания. В статье показана необходимость разработки и применения стандартов по безопасности электрических установок, точных навигационных систем, систем оповещения и связи. Однако последний параграф озаглавлен так: «Ошибки людей все еще остаются главным фактором риска». По приведенным в статье оценкам 80% всех катастроф на море вызваны «человеческим фактором». Это подтверждают и последние крушения 2012 года:

- в январе 2012 г. Лайнер «Коста Конкордия» натолкнулся на скалы у побережья Италии и затонул после того, как капитан изменил курс. Погибших 32 чел., раненых 64 чел.

- в марте 2012 г. огромный 130-метровый грузовой корабль налетел на скалы в Сицилии из-за того, что капитан заснул, когда корабль шел на автопилоте.

Практически все крупные авиакатастрофы также были вызваны ошибками пилотов.

Техника может работать исправно, но необученность, невнимательность и беспечность человека представляет сейчас опасность № 1. Если человек не получил хорошую подготовку, не внимательный, безответственный или просто не любит свою работу и потому всегда в плохом настроении, от него исходит реальная угроза как для него самого, так и для других людей. Думаю, что 90 % техногенных катастроф произошло из-за беспечности человека. В заключении комиссии о причинах аварии на Саяно-Шушенской ГЭС говорится : «Большинство этих причин носит системный многофакторный характер, включая недопустимо низкую ответственность эксплуатационного персонала, недопустимо низкую ответственность и профессионализм руководства станции, а также злоупотребление служебным положением руководством станции.»

Непрофессиональной работы кругом все больше и больше. В сфере строительства, образования, здравоохранения. В сфере услуг это особенно бросается в глаза. Сейчас очень трудно встретить действительно профессионального работника сбербанка, консультанта в магазине по электронике, мастера сантехника. Большинство, как будто работают первую неделю. Примеров приводить не буду, их масса. Текучка кадров – реальная проблема нашего времени. Западные психологи говорят, что для того, чтобы не потерять интерес к жизни, работу нужно менять каждые шесть лет. Не согласна. Во всех областях деятельности человека опыт работы очень важен. Стаж работы 10 и более лет просто необходим, чтобы получить хорошего врача, учителя, организатора производства.

Но не всегда опыт работы обеспечит надежный результат. Огромное значение имеют личные качества человека - аккуратность и ответственность. Особенно это характерно для работы метрологов. Сейчас многое делается для повышения контроля и надежности результатов поверки. Разрабатывается целая система качества предприятия, вводятся специальные бланки свидетельств о поверке, наклейки на свидетельства с универсальным шрих кодом. Специальный аппарат людей следит за прохождением этих бланков и за соблюдением периодичности поверки. Одно только отследить невозможно – то, что пишется в самом свидетельстве. Какая погрешность у прибора, годен он или не годен – это решает тот, кто проводит поверку. Иногда решает начальник поверочной лаборатории и отдела. Возможность ложного результата устранить полностью нельзя.

Недавно мне позвонили из Сургута. Можно ли к Вам привести на поверку цифровой термометр DTI-1000? Спрашиваю: почему к нам? Это же далеко. Отвечают, что поверял кто-то до нас и выдал пустое свидетельство со словом «годен». Нет никаких результатов, нет новых индивидуальных коэффициентов термометра. Они такой поверке не верят.Иногда поверяется то, что поверить невозможно. Например, на миниатюрный термометр с выводами из фторопласта было кем-то выдано свидетельство о поверке в диапазоне до 600 °С. Причем, как на образцовый второго разряда.

Обойти проверки, печати, наклейки можно. Опасно то, что ошибки метрологов, не верные результаты поверки и градуировки приборов, могут привести к крупным авариям. Человеческий фактор и здесь играет определяющую роль. Я не говорю о коррупции и злоупотреблениях в сфере сертификации продукции. На эту тему сейчас много пишут в печатных СМИ, и хочется верить, что этого будет все меньше и меньше.  

В послании директоров МБМВ к всемирному дню метрологии 2012 года, озаглавленному «Мы измеряем для вашей безопасности (We measure for your safety)»  говорится: « Безопасность в большой степени зависит от качественной метрологии. Коллективная ответственность метрологов заключается в том, чтобы обеспечить верные результаты измерений и тем самым повысить надежность самолетов, на которых люди летают, ударную прочность автомобилей, безопасность радиационной терапии, которой они лечатся… Чем бы люди не занимались, какой бы путь они не выбрали, их безопасность зависит от нас, метрологического сообщества, выполняющего важную работу и выполняющего ее хорошо.»

С праздником весны и труда!

Другие статьи раздела

Все статьи раздела "Колонка редактора"

Добавить комментарий: