Все о датчиках температуры.
Первый универсальный русскоязычный портал

Символ нового года

След от самолета и теория заговора

17.06.2022 | Температура XXI века | Количество просмотров: 2360

Наверно все согласятся, что одна из особенностей нашего времени — это огромное количество ложной информации. Если раньше у нас был только телевизор, и можно было сказать: по телевизору показали то-то и то-то, причем все в это сразу верили, то теперь, с появлением Интернета, ничего не стоит организовать «вброс» любой ахинеи, устроить якобы интервью с учеными и убедить народ в том, что придуманная теория – это сущая правда. Именно в 2000-х годах стали появляться многочисленные «теории заговора».

Речь пойдет о всем известном, белом конденсационном следе от самолета. Сначала разберемся с физикой явления. Конденсационный след состоит из сконденсированной влаги (капель или ледяных кристаллов), возникающий в атмосфере за самолетами.  Причина возникновения следа в том, что к атмосферному водяному пару добавляется водяной пар, содержащийся в отработанных газах авиационного двигателя в результате сгорания топлива. Это повышает точку росы в ограниченном объёме воздуха (за двигателями). Если точка росы становится выше температуры окружающего воздуха, то, по мере остывания отработанных газов, избыточный водяной пар конденсируется. Количество водяного пара, выбрасываемого двигателем, зависит от его мощности и режима работы, то есть от расхода топлива. Образованию конденсационного следа также способствуют центры конденсации в виде частиц не сгоревшего или не полностью сгоревшего (сажа) топлива. Явление наблюдается наиболее часто в верхних слоях атмосферы. При низких температурах воздуха и высокой влажности может наблюдаться и на небольших высотах. При температуре ниже −30… −40 °C водяной пар превращается сразу в ледяные кристаллы, минуя жидкую фазу. Конденсационный след, в зависимости от температуры, влажности и скорости ветра может долго не исчезать, может расширяться, принимать форму облаков, может быть в виде сетки, если трассы самолетов пересекаются. 

Однако, несмотря на все объяснения физиков, это часто наблюдаемое в небе явление остается загадочным для многих людей. Не так давно оно породило целую конспирологическую теорию. Теория заговора состоит в том, под видом конденсационного следа с пассажирских самолетов распыляются ядовитые аэрозоли. Сторонники этой версии называют такой след химтрейлом ( англ. chemtrails). Аэрозоли, согласно теории, содержат химические вещества, яды, бактерии и даже вирусы, которые могут влиять на здоровье граждан и их психику. Особенностью химтрейлов и их отличием от обычных следов самолетов называют пересекающиеся линии, образующие сетку, следы прерывающиеся, следы на небольшой высоте и следы расширенные и долго не исчезающие.

Идея о выбросах в атмосферу химических веществ появилась не на пустом месте.  В августе 1996 года ВВС США опубликовали статью «Weather as a Force Multiplier: Owning the Weather in 2025», предлагавшую идеи погодного оружия. Эта статья и стала толчком к теории о химтрейлах. 2 октября 2001 года Конгрессом США был принят акт H.R. 2977, в котором впервые упоминается термин «химтрейлы», уже в рамках классификации экзотических систем вооружения.

Теорию намеренного распыления вредных веществ с самолетов подхватили во многих странах. Особенно активно стали выступать уфологи. В России был введен термин «химиотрасса», который является переводом международного варианта «химтрейл». Впервые обоснование термину и всяческие доказательства теории заговора предложил уфолог Николай Субботин. Даю ссылку на статью, но советую не читать её тем, кто не привык критически относиться к статьям уфологов. http://web.archive.org/web/20110322221116/http://www.rufors.ru/content/view/96/49/

Каковы, по мнению сторонников теории химтрейлов, причины специального распыления ядов над Землей? Первая – существование «мирового правительства», которому подчиняются все страны и которое регулирует населенность Земли. Поэтому часть народа специально травят. Вторая возможная причина – климатическая война. Это, кстати, наиболее резонное объяснение, т. к. опыт есть. Климатическое оружие использовала армия США во время войны во Вьетнаме в 1967–1972 годах. В рамках операции «Попай» авиация распыляла в дождевых облаках иодид серебра, чтобы вызвать дожди и тем самым лишить противника урожая и размыть дороги. Климатическое оружие подобного рода было запрещено в 1977 года специальной Конвенцией ООН о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (ENMOD). Ее придерживаются многие страны, в том числе Россия, Китай и США. Существует и третье объяснение, оно наиболее экзотическое и связано с уничтожением порталов для перехода в другие измерения.

Самое популярное в Интернете объяснение химтрейлов – попытка отравить население определенного района Земли. Причем химтрейлы создаются распылением ядовитых веществ и бактерий из пассажирских самолетов. Люди, причастные к авиации, пытаются объяснить, что пассажирские самолеты вообще не пригодны для какого-либо распыления и что прицельно распылить что-то с высоты 7-10 км в принципе невозможно, т.к. все вещество будет унесено ветром и выпадет неизвестно где. Но ничего не помогает. Количество людей, верящих в химтрейлы, растет. Создаются веб-сайты, якобы демонстрирующие доказательства специального распыления химикатов и их негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Проведенный международный опрос показал, что из 3115 опрошенных почти 17% верят в существование секретной крупномасштабной атмосферной программы (SLAP).

Поскольку данная теория заговора стала такой популярной, ученые из США решили написать и опубликовать научную статью, которую можно затем будет цитировать в спорах о химтрейлах.

Были привлечены две группы экспертов — атмосферных химиков, обладающих опытом исследования конденсационных следов, геохимиков, исследующих атмосферное выпадение пыли и загрязнений. Всего участвовали 78 экспертов. Ученые ставили задачей научно оценить утверждения теоретиков SLAP. Организаторы исследования подготовили для оценки наиболее действенные аргументы в пользу существования секретной атмосферной программы и химтрейлов. Экспертам было предложено оценить фотографии необычных следов самолетов, публикуемых на сайтах конспирологов и предложить свои объяснения образования этих необычных следов. Все фотографии были проанализированы и им даны научные объяснения со ссылками на опубликованные ранее исследования атмосферных явлений. Также предлагалось оценить публикуемые конспирологами результаты анализа загрязнений воды и почвы.  И опять ученые пришли к выводу, что нет доказательств обязательной связи таких загрязнений с химтрейлами.   

Это исследование было серьезным научным трудом, опубликованном в рецензируемом журнале, что говорит о стремлении ученых пресечь распространение теории заговора о специальной атмосферной программе. В конце работы ученые обращают внимание на то, что теория химтрейлов наносит вред реальным экологическим движениям, которые нацелены на уменьшение выбросов в атмосферу вредных веществ от промышленности, а также от чрезмерного использования воздушного транспорта. 

Повлияет ли это исследование на тех, кто убежден, что существует секретная крупномасштабная программа распыления вредных веществ в атмосфере? Скорее всего нет, т.к. эти люди, как правило, отвергают любые контрдоказательства или просто не верят ученым, а предпочитают верить уфологам и астрологам. Такое уж наше время. В этом океане информации мы вынуждены каждый день делать выбор – кому верить, кому нет. 

Отвлекаясь от теории заговора, стоит упомянуть, что выбросы в атмосферу от самолетов не такие безвредные и вносят свой вклад в глобальное изменение климата. Об этом мы уже писали в заметке «Европейцам стыдно летать».  Движение «shame of flying» возникло в 2019 г, еще до пандемии.

 

Сейчас, после пандемии оно все реже и реже упоминается в СМИ. По оценкам ученых экологов доля выбросов от авиаперевозок в суммарном глобальном выбросе СО2 составляла сейчас составляет около 4%. Еще один фактор, влияющий на окружающую среду и климат планеты, — это выбрасываемая самолетами сажа в форме мелкодисперсной пыли. Сажевые частицы могут неделями пребывать в воздухе во взвешенном состоянии, способствуя формированию облаков. По мнению ученых экологов выхлопные газы самолетов могут влиять также на концентрацию озона в атмосфере. Как известно, камера сгорания современного авиационного двигателя может раскаляться до 2000 градусов. При таких температурах азот, находящийся в воздухе в свободном состоянии, связывается с кислородом, образуя оксиды NO и NO2. На высоте ниже 12000 м оксиды азота вызывают активное образование озона. Этот так называемый тропосферный озон усиливает парниковый эффект - так же как углекислый газ или водяной пар. К тому же повышенное содержание озона в воздухе негативно отражается на здоровье. 

И в заключение, если рассуждать вообще о теориях заговора, то основной причиной их возникновения и распространения, на мой взгляд, является недоверие людей официальным СМИ, фактически недоверие правительствам стран. Люди считают, что все их обманывают, что информация публикуется только та, которая выгодна правящей верхушке. Скорее всего, ученым скоро придется все чаще бороться с конспирологическими теориями, а для этого создавать ресурсы в Интернет, доступно и интересно излагающие реальные научные гипотезы, теории и результаты.

Другие статьи раздела

Все статьи раздела "Температура XXI века">> Все статьи нашего блога >>

Добавить комментарий: