Все о датчиках температуры.
Первый универсальный русскоязычный портал

Символ нового года

История одной железной дороги

18.03.2015 | Колонка редактора | Количество просмотров: 2317 | Комментарии (2)

Одним из первых разочарований наступившего нового 2015 г. было заявление РЖД о массовой отмене пригородных поездов в России. Отменили более 300 электричек, в том числе часть электричек в Ленинградской области. Об этом неоднократно говорили в новостях, поэтому очень странно было слышать, что только в феврале наш президент обратил на это внимание и сказал свою знаменитую фразу, которую с тех пор начали все цитировать: «Вы что, с ума сошли?». После чего пригородные маршруты в основном восстановили. Очень некрасивая ситуация. Получается, что только после жалоб населения  и вмешательства президента правительство обратило внимание на железные дороги.

Для меня железная дорога – очень близкий вид транспорта, я часто пользуюсь электричкой. Поэтому я решила написать небольшую заметку об одной конкретной пригородной дороге, истории ее развития и упадка с точки зрения обычного пассажира.

Железная дорога, которая идет из Петербурга до станции Дунай (где у нашей семьи есть дачный участок) – это одна из самых старых железных дорог России. Узкоколейная дорога, которая называлась «Ириновско-шлиссельбургская железная дорога» была открыта в 1896 году. Станция «Дунай» получила свое название по имени болота «Дунай», на котором добывали торф и отправляли его на грузовых поездах в Петербург и Шлиссельбург. Место стало интенсивно заселяться, когда в конце 1950-х, начале 1960-х годах множество ленинградских предприятий стали раздавать здесь участки своим работникам. Давали бесплатно по 12 соток, но с условием, что участок должен быть возделан и использован для выращивания овощей и плодовых деревьев. Постепенно болото Дунай, усилиями садоводов превратилось в огромный дачный массив. Количество участков росло из года в год, и государство помогало развитию садоводства и развитию железной дороги. В начале 1960-х, чтобы попасть в Дунай надо было делать пересадку с электрички на паровоз на станции Мельничный ручей, затем паровозы были заменены на дизели, а в 1969 г. дорога была полностью электрифицирована и по ней пошли прямые электрички из Ленинграда.

Развитие дороги продолжалось, пассажиров становилось все больше, и в середине 70-х на станции построили вторую колею и вторую платформу. Электрички стали ходить чаще. Теперь появились поезда выходного дня, которые шли только до Дуная и обратно, пропуская ряд остановок. Пассажиров было очень много. Билет в один конец стоил 35 коп., проездной на месяц – 4 руб. Помню, мы переезжали на все лето на дачу и оттуда каждый день ездили на работу на электричке. Сколько книг было прочитано за лето в электричке!

И вот грянула «перестройка» социализма в капитализм. Тяжелое время не только для промышленности, но и для железных дорог. Государство перестало регулировать цены на проезд.  Они стремительно поползли вверх. Сейчас многие говорят, что люди перестали ездить на электричках, потому что пересели в автомобили. Частично, это так. Можно даже сказать, что трудности с электричками способствовали автомобильному буму. Многие садоводы стали задумываться о покупке хотя бы подержанной машины. Вдвоем на машине стало ехать дешевле, чем одному на поезде.

Именно тогда, в конце 90-х годов власти решили, что «в связи со снижением пассажиропотока» вторая колея на станции «Дунай» больше не нужна. И как обидно было смотреть на то, что колею не только перестали использовать, ее просто уничтожили – полностью разобрали. Постепенно пришла в негодность и вторая платформа, она стала разрушаться. Теперь это выглядит так. И для меня это как символ разрушения человечного строя и замены его на бесчеловечный.

А садоводство росло. В 2005 году в журнале «Загородное обозрение» утверждалось, что Дунай является самым крупным дачным массивом в России (до 150 тыс. населения летом). Известно, однако, что у нас плохие дороги, на шоссе постоянные ремонты, аварии. Гораздо удобнее было бы ехать с работы на поезде и читать по дороге книжку, чем сидеть в пробке.  К тому же некоторые люди так и не купили автомобили. И тогда был придуман способ не платить в электричке. Это, наверно, уникальный случай в истории. Думаю, что он мог произойти только в нашей стране. Все повально стали давать взятку контролеру. Платишь от 5 до 10 руб. и ты на даче. Сначала робко, и не все, конечно, давали. Потом взятки как будто узаконили. Причем на всех направлениях ленинградской области. Подходит контролер, у всех собирает по десятке и кладет к себе в карман. Знало ли об этом руководство РЖД? Не могло не знать. Порядок, скорее всего, был такой: контролер собирает, сколько сможет, потом отдает определенный процент начальству. Я лично никогда взятку не давала и честно брала билет за 50 руб. в кассе. Контролеры с некоторым удивлением и недовольством рассматривали билет, т. к. я лишила их заработка. Как такое могло происходить у нас в Санкт-Петербурге? Где была милиция? Почему сами работники РЖД воровали у себя деньги, а потом заявляли, что электрички не окупаются? Как вообще могла существовать такая «бесплатная» железная дорога? Еще раз повторюсь, я не могу представить, чтобы где-то в мире могло произойти что-то подобное.

Я в то время писала в газету «Известия» об этой странной ситуации на железной дороге. Ответа не получила, но, надеюсь, что я была не одна. Через пару лет порядок начали наводить. Закупили турникеты на вход и на выход с Финляндского вокзала. Закупили мобильные кассы для контролеров. Стали продавать билеты прямо в вагонах. В общем, гайки затянули. А ценовая политика осталась прежней. Совершенно не продуманной и даже глупой. Вот одно событие, показавшее, что РЖД и государство в принципе не способно управлять ценами на билеты. Установили скидку на проезд для всех пенсионеров Санкт-Петербурга в летнее время сразу 90%. Для всех, независимо от дохода. Представьте, едут, например, две женщины из бухгалтерии 55 лет в дорогих серьгах и мама с двумя детьми по 10 и 12 лет. Бухгалтерши платят по 7 руб., а мама платит тройную стоимость 210 руб. (цены 2014 г.) – потому что на детей старше 5 лет льгот нет. Что, дети после пяти лет должны зарабатывать уже сами? Чепуха получается.  Где логика? Логично, чтобы скидка зависела от дохода семьи. Логично, когда скидка дается детям и молодым людям до 17 лет, которые сами еще не зарабатывают. Такое впечатление, что в РЖД и правительстве сидят специальные вредители, которые делают все, чтобы электрички опустели и тогда можно просить их закрыть, или получить хорошую дотацию из бюджета и разворовать ее глупой политикой.

Ценовая политика РЖД это вообще отдельная тема. Когда-то в советское время стоимость абонементного проездного по рабочим дням на месяц была равна стоимости 10 разовых поездок. Сейчас, чтобы окупить рабочий проездной, надо проехать 39 раз. Выгоды в такой покупке никакой. А все жадность РЖД. Как будто им не нужны пассажиры, которые каждый день будут ездить на электричке на работу. Пусть лучше в автомобилях ездят!  А ведь ценовая политика могла бы привлечь пассажиров и повысить доход РЖД. Ну хотя бы смотрели на коллег в Европе. Там билет «туда-обратно» стоит уже дешевле, чем два раза «туда». Там проезд внутри города на электричке стоит столько же, сколько на общественном транспорте, что логично. У нас в полтора раза больше. Там молодым всегда есть скидка, и летом тоже. Там покупать  билет на день или месяц  выгоднее в несколько раз, а не на 5-10 % как у нас. Очевидно, что если цены будут адекватными, то не придется тратить огромные деньги на всевозможные турникеты и десятки контролеров.

Иногда говорят, что у нас цены на билеты значительно меньше, чем в Европе. Но можно ли сравнить нашу электричку и, скажем английскую? Я несколько раз ездила по железным дорогам Англии. Мягкие сидения, столики, плавный ход. Но главное – скорость до 200 км/ч. За комфорт, конечно, надо платить. И многие заплатили бы. В истории железных дорог Великобритании тоже были сложные времена. Как они боролись с уменьшением пассажиропотока? Увеличением скорости и комфорта в поездах. У нас в Питере появляются новые электрички. Но, к сожалению, не на нашем Дунайском садоводческом направлении, в основном в курортной зоне, в Сестрорецком и Зеленогорском направлении, где расположены особняки власть имущих.

Как сейчас дела на нашей железной дороге? Ничего пока хорошего. В прошлые выходные в первый раз после зимы поехали на дачу. Туда-обратно заплатили 388 руб. за двоих. Электричка старая, ходит раз в час, ползет медленно – 42 км до Дуная едет за 55 мин. Но народ все равно ездит, т.к. у нас огромное садоводство.

Меня очень порадовали слова президента «Вы что, с ума сошли?» по отношению к РЖД. Наконец-то! Надеюсь, что все это безобразие, которое мы наблюдаем на пригородной дороге, наконец подойдет к концу. Что-то уже делается в правительстве. С 20 февраля цены подняли, но уже с 1 апреля опять опустили, правда, немного. Возможно, реформы дойдут до Петербурга и в наш Дунай помчатся когда-нибудь электрички со скоростью 100 км/час, и восстановят двухколейку и тогда люди выберутся из бетонного города и переедут жить за город. 

Похожие по тематике статьи на сайте:

Человек или автомобиль

Другие статьи раздела

Все статьи раздела "Колонка редактора"

Комментарии:

Владимир,

Перестройка железных пригородных дорог до европейского уровня будет стоить очень дорого. Но сколько денег не давай из бюджета – все разворуют. Необходим строгий контроль в таких организациях, как РЖД и всякие строительные фирмы.

Елена,

Есть одно предложение. Всех депутатов лишить автомобилей и переселить за город. Тогда быстро наладят железные дороги, сделают себе быстрые электрички.

Добавить комментарий: