Все о датчиках температуры.
Первый универсальный русскоязычный портал

Символ нового года

Ёлочная история

11.12.2013 | Колонка редактора | Количество просмотров: 5664 | Комментарии (0)

Политические переломы всегда сопровождаются борьбой «за умы» народа. Ожесточается критика прежнего строя, и зачастую, для того, чтобы очернить прошлый строй, изменяются исторические факты. На самом деле, историю в такие моменты не так сложно изменить, достаточно навыдергивать выдержек из статей, перетасовать их так, как выгодно, и вот вам – новая история.

Возьмем, например, историю новогодней ёлки. Очень часто сейчас приходится слышать, что, якобы Ленин и большевики, когда пришли к власти, ёлки запретили, как буржуазный предрассудок. Так ли это? Давайте копнем поглубже в историю новогодней ёлки в России. А история началась 20 декабря 1699 года, когда Петр I  издал указ о праздновании Нового года 1 января 1700 года от Рождества Христова. С тех пор Россия празднует Новый год по-европейски.

Царь повелел украсить дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями - по образцам, выставленным в Гостином дворе. Было приказано веселиться, поздравлять друг друга с Новым годом. На Красной площади устраивали фейерверки, по дворам стреляли из пушек, пускали ракеты, с 1 по 7 января жгли по ночам костры из дров, хвороста, соломы и смолы.

Первую большую новогоднюю ёлку в Санкт-Петербурге устроили в сороковые годы XIX века петербургские немцы. Идея очень понравилась столичному высшему свету - и с необыкновенной быстротой распространилась по всей стране. Но даже среди представителей правящих классов по «ёлочному вопросу» единства не было: многие помещики, например, к «немецкой затее» относились с неприязнью.

Для бедных пролетарских и крестьянских детей счастьем было попасть на благотворительную ёлку, которую устраивал какой-нибудь сердобольный купец. В большинстве же случаев им приходилось довольствоваться подглядыванием в окна богатых домов и созерцанием ёлок, наряженных к Рождеству состоятельными людьми. Помните трогательный рассказ Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»?

 

Представители передовой русской интеллигенции, многие из которых были выходцами из высших слоёв общества, осознавали несправедливость такого положения и, в меру сил, стремились его исправить, даже при царизме. Известно, например, что на новый 1901 год Максим Горький устроил елку с электрической гирляндой для полутора тысяч детей нижегородской бедноты.

Началась Первая мировая война и началось морально-психологическое противостояние Германии. Зимой 1914 - 1915 годов ёлка была объявлена «вражеской немецкой затеей». В 1916 г. Священный Синод запретил Рождественскую ёлку. Обратите внимание – к запрету ёлки большевики отношения не имели!

 В действительности в первые годы Советской власти никакой войны с ёлками не было и в помине. 31 декабря 1917 года во всех районах Петрограда были организованы «пролетарские ёлки» для детей рабочих. В 1919 году Ленин посетил ёлку в школе-интернате для детей в московском районе Сокольники. Заранее зная о готовящемся вечере, Владимир Ильич распорядился «отписать для школы яблок и конфет». Об этом и рассказ хороший есть. 7 января 1924 года уже смертельно больной Ленин, безвыездно живущий в Горках, организовал ёлку для детей совхоза и санатория.

 

После смерти Ленина многое изменилось в руководстве страной. Перегибы коснулись не только промышленности и сельского хозяйства, но и духовной сферы. Символ нового года стал жертвой морально-психологической борьбы, на сей раз - против религии. Увы, отнюдь не всем, кто в Советском Союзе в конце двадцатых - начале тридцатых годов занимался антирелигиозной работой, хватало необходимых для этой работы таланта и такта, - вот и появлялись в советских средствах массовой информации «письма трудящихся», в которых осуждалась и ёлка, и мишура для ее украшения.Кроме того, усиленная пропаганда шла за сохранение лесов от вырубки. Иногда упоминается циркуляр Наркомзема РСФСР от 11 декабря 1928 г. решительно запрещающий гражданам РСФСР рубить ели (правда, никаких цитат из этого циркуляра обычно не приводится). Известно, что ни в сборнике «ВКП(б) в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», ни в сборнике «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК» не удается найти следы решений о запрете ёлки. Но термин «сталинские ёлочные репрессии» все же был введен в обиход в начале 90-х, так называемыми «демократами первой волны», пытавшимися всеми возможными способами очернить социалистический строй.

Почти во всех «исторических» заметках упомянуто, что Сталин в 1935 г. вновь разрешил ставить ёлки. Причем причиной такого поворота якобы стала статья Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!» в газете «Правда». В статье писали о новогодней ёлке: «Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею.» То есть, ни о каком предварительном законодательном запрете ёлок не было речи. Виноваты были «левые загибщики», были решения местных органов власти о прекращении продажи елок, елочных игрушек и т.д. Трудно представить, что постановления ЦК ВКП(б) и циркуляры Народного комиссариата земледелия крупнейшей советской республики можно было отменить посредством таких вот газетных заметок.

И все же к газете «Правда» прислушивались. Там не могло быть опубликовано то, что не одобрено ЦК. Так или иначе, и местные власти, и выслуживающиеся перед партийным аппаратом чиновники прекратили осуждать установку и  украшение ёлок.  Сейчас без сияющей огнями ёлки невозможно представить Новый Год.

С Новым 2014 годом! Пусть наступающий год будет мирным!

С уважением,

Гл. редактор Temperatures.ru

Моисеева Наталия Павловна

Другие статьи раздела

Все статьи раздела "Колонка редактора"

Добавить комментарий: