Все о датчиках температуры.
Первый универсальный русскоязычный портал

Символ нового года

Доверять или проверять? (не пора ли снова организовать Рабкрин)

09.02.2011 | Колонка редактора | Количество просмотров: 4096 | Комментарии (0)

Начался новый год и опять выросли цены за проезд в транспорте. Это никого не удивило. Удивило бы, если бы они не выросли. И они будут расти из года в год. Говорят, что в Европе цены еще выше. По-моему, зря так говорят. В Европе все по-другому, и зарплаты у людей другие и уровень сервиса.

Этим летом я несколько дней провела в Вене. Для проезда мы там покупали в метро в автомате бумажный (заметьте - не электронный) билетик на все виды транспорта на один день. И, представьте себе, никто, ни разу этот билет не проверил. Ни в трамвае, ни в метро. В метро вообще не турникетов. Заходи в любой вагон, путешествуй куда хочешь и сколько хочешь. Все основано на доверии. Правда, говорят, что если контролеры придут, то безбилетникам придется очень крупный штраф платить.

Мы в нашей стране, по крайней мере, в Петербурге, идем совершенно другим путем. Мы доверять людям не можем совершенно. Раньше, при советской власти, трамваи ходили без кондукторов, и все спокойно бросали в кассу при входе 3 коп. или талончик пробивали. Было странно не заплатить. Помню, мы с сестрой как-то в детстве забыли взять деньги на проезд и шли на стадион и со стадиона домой на Васильевский остров через длинный мост в пургу и холод. Но проехать на трамвае зайцем не могли. ticket
Сейчас в каждом питерском трамвае и автобусе бедные пожилые женщины кондукторы протискиваются непрерывно туда-сюда сквозь плотно стоящих пассажиров, проверяя карточки или продавая билеты. Мало того, их сейчас снабдили черными ящичками, считывающими информацию с магнитных карточек. Вероятно, это недоверие к людям стоит не малые деньги. Нужно сделать магнитные карты, записать на них информацию, потом сделать считывающие устройства, потом посадить в каждый вагон кондуктора (как написано в трамвае, у них оклад от 15 000 руб.). Интересно, какой процент от стоимости проезда составляет стоимость контроля?

Но даже не этот вопрос главный. Наверное, у властей была причина организовать такой контроль. Скорее всего, это потому, что когда начали расти цены за проезд, многие люди перестали платить. Это объяснялось не только всеобщим обнищанием масс в тот период, но и многолетней привычкой к дешевым билетам. Государство, которое фактически полностью оплачивало транспорт при социализме, поменяло приоритеты. Расходы по оплате транспорта легли на плечи пассажиров. Пассажиры удивились и перестали платить. Пришлось ввести строгий и дорогой контроль.

Государство и общество стали врагами. Каждый год правительство города объясняет, что, несмотря на крупные дотации, выделяемые на транспорт, денег не хватает, и необходимо повысить стоимость билетов. Неприятно то, что, имея современную строгую систему контроля, государство сейчас может взвинтить цены как угодно. И нам ничего не остается, как платить. Справедливо ли это? Если задуматься, то люди едут в транспорте в основном на работу и с работы. Получается, что те, кто живет ближе к работе, не должны платить, а кто дальше – должны. Т.е. доходы второй категории от той же работы стали меньше. За что? В Петербурге есть еще более несуразная вещь. Любой пенсионер, даже работающий и получающий доход 100 000 руб., может купить проездной билет на месяц по цене в четыре раза меньше цены для работающего с зарплатой в 15 тыс.руб. Казалось бы, сейчас уже все условия созданы, чтобы учесть доходы граждан и давать льготу именно тому, кто в ней нуждается. Получается парадокс, малообеспеченные платят за богатых. Кто это придумал? Наверное тот, кто сам ездит только на машинах с мигалками.

Что можно предложить? У нас в Петербурге своя специфика. У нас очень мало станций метро в новостройках и люди вынуждены ехать до метро на трамваях и автобусах. Логично, по крайней мере, для Петербурга, было бы ввести обязательный налог для работодателей на общественный транспорт, зависящий от количества работающих. Тогда можно было бы снизить стоимость билетов, убрать кондукторов и все работающие были бы в равных условиях.

Это определенно должно было бы привести к улучшению качества и количества транспорта в городе. Но есть здесь своя неопределенность, эта неопределенность таится в промежуточном этапе перехода денег от работодателя к транспортным организациям через госбюджет. Мы уже и так платим в бюджет огромные налоги. Перейдут ли деньги по назначению, будет ли стоиться метро, будут ли новые вагоны закупаться по себестоимости? В этом никто не уверен.

Приведу пример. Недавно власти города объявили о намерении мэрии закупить новые вагоны метро «НеВа» у «Вагонмаша». Меня поразила цена вагонов, озвученная по телевидению. 23 млн. руб за один вагон. Решила поискать в Интернете, нет ли ошибки. Надо сказать, что про новые вагоны много пишут, хвалят их, но про стоимость их обычно умалчивают. Информация, размещенная 2009 г. на сайте metroblog.ru , дает еще более ошеломляющую цифру. Цитирую: «Как рассказал генеральный директор «Вагонмаша» Андрей Кабанов, на разработку нового поезда было затрачено 55-60 млн рублей, а стоимость первого шестивагонного состава — около 400 млн рублей. Серийное производство будет стоить чуть дешевле.». Т.е. один вагон за почти 67 млн. руб. Чтобы представить сумму, можно ее сравнить со стоимостью автомобиля. Представьте 100 хороших внедорожников Киа и один вагон метро. Что дороже? Или десять двухкомнатных квартир с полной отделкой и один вагон метро?

Такое впечатление, что в бюджете цена рубля другая, чем в жизни. Сегодня прочитала в газете ПитерИнфо, что строительство новой сцены Мариинского театра обойдется федеральному бюджету в 19 млрд. руб. Это вообще не знаю, с чем сравнить. Притом на целый 2011 год на строительство метро в Петербурге выделено 9 млрд. руб. Интересно, во что обойдется переименование милиции в полицию? А кто нас спросил, нужно ли нам это?

Считать чужие деньги плохо, не следует этого делать. Но бюджет это не чужие деньги, а наши. Правда, контролировать их расходование мы не можем. Так из отдельных газетных фактов рождается недоверие к Государству. В итоге, государство людям не доверяет, люди не доверяют государству. Причем, если Государство может за счет тех же людей усилить контроль над различными видами платежей, внедряя современные аппараты и средства связи, то народ проконтролировать Государство не может.

Все получается как-то пессимистично. Сейчас приходит в голову только один выход – надо придумать и для чиновников систему контроля за расходованием наших бюджетных денег. Кто должен это сделать? Не знаю. Напрашивается аналогия с 20-ми годами ХХ века и последними работами Ленина, такими, например, как «Как нам реорганизовать Рабкрин?» Речь в ней шла о рабочее-крестьянской инспекции (РКИ), и Ленин предлагал выбрать самых надежных товарищей из рабочих и крестьян, а затем внедрить их в РКИ для контроля над чиновниками. Ленин верил в существование надежных рабочих и крестьян, преданных делу партии, но все равно считал, что их нужно обязательно часто менять. Может быть, в этом решение проблемы? У нас роль РКИ играет вроде бы ФАС (Федеральная антимонопольная служба). Может быть, туда следует внедрить простых тружеников для контроля над чиновниками и разъяснения чиновникам, что такое трудовой рубль и что на него можно сегодня купить? С повсеместным внедрением компьютерной техники и Интернета открываются возможности четкого контроля над распределением бюджетных денег. Было бы желание этот контроль внедрять.


Гл. редактор Temperatures.ru
Моисеева Наталия Павловна

Другие статьи раздела

Все статьи раздела "Колонка редактора"

Добавить комментарий: