Все о датчиках температуры.
Первый универсальный русскоязычный портал

Символ нового года

Абсолютная красота?

28.01.2018 | Колонка редактора | Количество просмотров: 1011 | Комментарии (1)

Бывает ли абсолютная красота, такая, чтобы одна на всех, чтобы всем казалась неоспоримой? По моему опыту, когда речь заходит о красоте, большинство людей считает, что у каждого свое понятие о том, что красиво, а что нет, как говорят «о вкусах не спорят». Но меня еще никто не переубедил. Я считаю, что абсолютная красота существует. Она связана с устройством нашего мира, нашей планеты Земля, с тем, что мы люди, тоже являемся частью этого мира.

Посмотрите на эту картинку. Разве кто-то из людей сможет сказать, что это некрасиво? Эта фотография была сделана только что, в январе в Ленинградской области.  Но есть миллион фотографий природы, гор, озер, морей, красоту которых никто не может оспорить. Это реальное доказательство абсолютной красоты.

Этим летом я побывала в Барселоне и, конечно, посетила самую знаменитую достопримечательность этого города – собор Саграда Фамилия. В любом европейском городе есть множество храмов и соборов, они красивые, даже очень красивые, но в целом похожие. Саграда Фамилия - храм удивительный, он другой. Что в нем больше всего завораживает – это связь с природой, причем не только в росписи интерьеров или украшении колонн и витражей, но в самой архитектурной форме, строении внутренних сводов. Войдя во внутрь собора, попадаешь словно в лес из гигантских деревьев, сквозь ветви которых пробивается Солнце.  Читая затем о великом архитекторе, создавшем собор,  Антонио Гауди, я узнала, что он называл своим учителем природу и именно это впечатление о лесе он и хотел вложить в свое творение. Он говорил, что все элементы его дизайна "происходят из Большой книги природы". Его "учебниками" по архитектуре были горы и пещеры, которые он так любил исследовать. Про Гауди много написано, его талант считается настолько уникальным, что сегодня поклонники великого архитектора выступают за причисление Антонио Гауди к лику святых.

 sagrada familia1

sagrada familia2

Я думаю, что все, что претендует на абсолютную красоту, должно быть  связано с природой Земли. Зачем люди вешают на стены картины с пейзажами? Чтобы иметь в своей комнате хотя бы небольшое окошко в природу, чтобы расширить границы жилища, получить вдохновение от красоты.  Сейчас очень популярным становится стиль минимализма. Голые однотонные стены, мебель такого же цвета. Максимум одна картина с непонятным размытым изображением. Мне кажется, что жить в таком жилище можно, только если дом находится за городом, в саду. Если это квартира в многоэтажке, в районе без деревьев, где дома стоят плечом к плечу, то человек может озвереть или получить нервный срыв.

Мы сейчас все меньше рассуждаем о природе красоты, больше любим дискутировать о достижениях в технике, информационных технологиях, медицине. Мир людей повернул именно в эту техническую, потребительскую сторону. Однако когда-то этот вопрос являлся предметом дискуссий великих философов, которые пытались разгадать великую загадку красоты и гармонии мира, пытались проникнуть рациональным анализом в мистику красоты.

В 4 в. до н.э. греческий философ Платон в диалоге «Гиппий Большой» ставил вопрос «что есть прекрасное?», пытаясь понять самую сущность красоты.  Он сталкивает в своем произведении двух персонажей: Гиппия и Сократа. Гиппий дает ответ, а Сократ возражает, пытаясь  подвести своего собеседника к правильному решению. Хотя в ходе спора красивое анализируется весьма всестороннее и диалектично, решить вопрос однозначно не удается. Как высший вывод полемики звучит заключительная фраза диалога: «Прекрасное  определить  трудно».

 Для Сократа красота являлась одной из важнейших категорий мироздания. Пифагор пытался описать гармонию и красоту с помощью чисел. Школа Пифагора связывала воедино красоту и математику.  Аристотель выдвинул принцип соразмерности человека и прекрасного предмета.  Открытие «золотого сечения», как основы гармонии мира, говорит в пользу этих математических теорий красоты. Начиная с Леонардо да Винчи, многие художники и архитекторы сознательно использовали пропорции «золотого сечения» для создания своих шедевров красоты.

Надо признать, что самые великие творения, прекрасные произведения искусства, здания, картины, музыка, были созданы в далекие времена. В наше время тоже есть очень талантливые произведения, но их мало. Особенно огорчает стремление к минимализму в архитектуре новостроек. Многоэтажными корпусами  покрывается сейчас все пространство вблизи больших городов.  Двадцатиэтажные дома стоят строем, люди в них могут забыть, что существует природа, деревья и цветы, закат, рассвет. Выезд за город становится целым событием. Здесь уже не скажешь, что о вкусах не спорят. Потому что есть не только абсолютная красота, но и абсолютное безобразие.

novostroyka

В заключение рассуждений о красоте хочу поставить неожиданный вопрос. Возможен ли был какой-то другой вариант развития человеческой цивилизации, чем техногенный? Что бы было, например, если бы люди продолжили исследовать и открывать  законы гармонии мира, создавать все более красивые дома и вещи? При этом возможно, пострадала бы потребительская  сторона жизни, не было бы облегчающих жизнь человека механизмов и технологий. Но возможно, что исследуя законы красоты и гармонии, человечество достигло бы даже большего, чем сейчас?  Может быть, именно в этих законах и лежит разгадка физических явлений и законов деятельности биологических организмов, над которой бьются сейчас современные физики, инженеры и биологи? Что можно утверждать точно, это то, что не было бы военной техники и войны между людьми, потому что война и красота несовместимые понятия.

Все больше убеждаюсь в справедливости утверждения Ф.М. Достоевского «Красота спасет мир!».

Другие статьи раздела

Все статьи раздела "Колонка редактора"

Добавить комментарий: